Существует много видов узловых конструкций, которые могут пригодиться в жизни. Умение вязать морские узлы нужно не только морякам, но и занимающимся парусным спортом. Знание основных морских узлов принесет пользу в длительных туристических походах.
Морской узел что это такое и для чего нужен
Морские узлы имеют особую конструкцию. Схемы, как завязать морской узел на веревке, доведены до совершенства в течение столетий. Они сочетают надежность крепления с простотой вязаний. Их можно быстро завязать и при необходимости мгновенно развязать. Для каждого из них существует своя схема как завязать морской узел. Схемы вязки морских узлов для начинающих можно легко найти в интернете. Там представлены основные морские узлы в картинках с названиями.
История морских узлов
Древние люди стали вязать узлы раньше, чем научились добывать огонь. Они использовали их для закрепления орудий труда или при создании жилища. Для этого использовали стебли растений или гибкие ветки деревьев. Применяемые в наше время узловые соединения были обнаружены на лодках древнего Египта, возраст которых превышает 5 000 лет. Беседочные узлы нашли на кораблях Хеопса и в гробнице Тутанхамона. Плетение узловых соединений получило дальнейшее развитие с расширением мореходства. Они позволяли надежно фиксировать корабельную оснастку и выполнять такелажные работы.
Морской узел может спасти жизнь
Каждому полезно знать, что такое морской узел, как завязать его. Особенно важно морякам уметь вязать узлы морские. Молодым матросам рассказывают реальную историю. Однажды матрос-подводник случайно оказался в воде. Корабль подошел через несколько минут, но матрос уже замерз, и его руки потеряли подвижность. Ему бросили веревку. Матрос накинул его на себя, но не смог затянуть. Моряки с корабля потянули веревку и узел морской затянулся самостоятельно. В результате удалось вытянуть его из воды и спасти. Существует много таких историй про вязание морских узлов, которые в определенных ситуациях помогали спастись в экстренных ситуациях.
Часто используемые морские узлы
Известно около пятисот видов узлов. Более сорока видов морских узлов активно используются моряки. Все морские узлы активно используются на флоте. Названия морских узлов обычно связаны с наименованием предметов или снастей. Вязка морских узлов требует определенной подготовки. Ниже приведено описание наиболее часто используемых узловых соединений с пошаговой инструкцией.
Прямой
Он используется для соединения двух веревок близкого размера при ограниченных воздействиях. Большие усилия затянуть его так, что распустить не удастся. Чтобы избежать на кнехтах сильного затягивания применяют вкладыш из дерева. Как завязывается морской узел: Располагают веревки в форме петель, расположенных во встречных направлениях. Хвосты одной веревки оплетают вокруг другой. Соединение затягивают за концы веревок.
Рифовый
Он используется для связывания риф-сезней (короткий трос, использующийся для управления парусами). В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других приборов на верхнем ходовом открытом мостике. Этот узел известен в обиходе под названием «узел с одним бантиком». Он знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел. Завязывается аналогично прямому узлу. Отличие состоит в том, что хвост троса сгибается в двое перед введением внутрь петли. В таком положении его можно быстро развязать.
Двойной прямой
Его используют в случае приложения больших сил. Техника завязывания двойного прямого узла: хвост одной веревки два раза оплетают около другой. Концы веревок, направленные в противоположные стороны, загибают навстречу. Первый из загнутых концов дважды обводят около второго загнутого конца. Далее соединение затягивают. Хвосты фиксируют линем.
Плоский
Его используют для завязывания веревок разной толщины.
Техника завязывания плоского узла: снасть большей толщины укладывают на ровной поверхности в форме петельки. Веревку меньшей толщины сначала проводят под петлей. Затем ее проводят поверх первого конца, но под другим концом толстой снасти. Хвост тонкой снасти протягивают поверх петельки на толстой веревке и под тонкой веревкой. Обе снасти образуют одинаковые петли. В завершение ходовые концы связывают полуштыками.
Простой штык
Такой корабельный узел применяют для фиксирования швартовных. Как завязать: ходовым концом, продетым в кольцо, оплетают коренной сегмент, а затем вставляют в появившуюся петельку. Данная конструкция называется полуштык. Второй раз обвязывают ходовой хвост полуштыком и фиксируют на коренном сегменте с помощью линя.
Рыбацкий штык
Им привязывают якорную снасть к якорным скобам. Техника завязывания: хвост веревки дважды проводят через кольцо. Далее обводят коренную часть и вставляют в две образовавшиеся петли и закрепляют полуштыком. Затем делают второй полуштык и хвост прикрепляют к коренному хвосту.
Связывание канатов штыками
Существует два способа завязывания:
- Хвосту одного троса придают форму петли, и фиксируют его на коренном сегменте несколькими полуштыками (два или три). Хвост второго вводится в петельку. Его фиксируют полуштыками к коренному сегменту. Концы двух снастей скрепляются линем.
- Хвост первого троса крепится к другому тросу с помощью трех полуштыков. Второй трос с помощью полуштыков крепится к первому тросу.
Выбленочный
Считается одним из самых крепких узлов за счет сильного затягивания. Его также называют мертвый узел. Используют для привязывания на вантах выбленок (просмоленных линей, расположенных поперек на вантах в качестве ступеней). Как завязать: ходовой хвост оплетают около выбранного объекта и перекрещивают с наложенной петлей. Повторно оплетают объект в том же направлении и пропускают под перекрещивающейся петелькой. Выбленочный узел завязать возможно другим способом. На тросе готовят пару петель с двух концов. Далее на выбранный объект надеваются приготовленные петельки, и затягивают за концы.
Беседочный
Легкий морской узел. Он используется для фиксации страховочного троса на теле находящегося на высоте. Очень широко используется, потому что петелька не затягивается при самых больших нагрузках. Техника завязывания: подготавливается небольшое колечко на канате. В него пропускают хвост снасти. Обносят им коренную часть и повторно пропускают через кольцо с обратной стороны. Соединение затягивают за конец.
Калмыцкий
Он используется при необходимости передать рабочие инструменты моряку, находящемуся на высоте. Как завязать: коренной хвост обводят кругом около ходового сегмента. Далее ходовой хвост складывается в два раза и пропускается в возникшее кольцо. Затягивают соединение за коренной хвост. Чтобы распустить его, надо дернуть за ходовой хвост.
Сваечный
Применяют для фиксации за упоры причала тросов на стоянке судна. Также применяется для передачи инструментов морякам, находящимся на высоте. Техника завязывания: на канате создают небольшое кольцо. Один хвост снасти сгибают пополам. Получившуюся петельку вдевают в кольцо.
Шкотовый
Применяется для связывания канатов, когда на одном из них имеется кольцо. Его также используют для крепления флагов к фалам. Как завязать: через коуш (металлическую петлю) продевают ходовой конец снизу-вверх и обводят вокруг шейки по направлению движения часов. Затем пропускают между коушем и основным сегментом.
Брамшкотовый
Может использоваться вместо шкотового. Он прочнее шкотового, поэтому его применяют для крепления якорных цепей. Техника завязывания: Окончание каната продевают в коуш и два раза пропускают под коренным сегментом около основания коуша.
Удавка
Используют при поднимании и перемещении бревен, крупных объектов. Также используют при установке рангоутов (устройств, на которые ставятся паруса). Как завязать: сначала осуществляется обнос ходового хвоста около выбранного объекта и коренного сегмента. Далее ходовой конец обвивают два-три раза около шлага, наложенного на бревно. Чтобы повысить прочность узлового соединения делают на бревне дополнительный шлаг. Такая разновидность получила название удавки со шлагом.
Затягивающаяся удавка
Используют для фиксации каната за бревна, находящиеся в воде. Техника завязывания: подготавливают две петельки одинакового размера. Петли обворачивают ходовым хвостом несколько раз. Затем его вдевают в петельку, связанную с коренным сегментом веревки, и фиксируют в ней.
Гачный
Используют для фиксации на гаке (крюке) тросов. Он рассчитан на умеренные нагрузки. Как завязать: ходовой конец обносят около задней части крюка и закладывается в него, свободно опускаясь. Сверху хвост покрывают коренной частью. Внизу концы скрепляются линем.
Буксирный
Используют для фиксации на крюке буксирного каната. Такое закрепление позволяет быстро подобрать снасть.Техника завязывания: первоначально канат вставляют в крюк. На опущенном хвосте готовят небольшую петельку, проводят хвост под канатом и опять набрасывают на гак. После этого делают аналогичную петельку справа, а затем – слева. Тонким линем закрепляются концы, опущенные вниз.
Кошачьи лапки
Позволяет прикрепить к гаку строп без ослабления натяга. Сначала трос складывают пополам, и середину оттягивают вниз до появления двух петелек. Образовавшиеся петли закручивают в противоположном направлении. Закрученные петли насаживают на крюк.
Узел позволяющий уменьшить протяженность каната
Канат складывается в три раза. Приготавливается две петли, которые стягиваются полуштыком. Они прикрепляются линем к хвостам.
Стопорный
Стопор накладывается двумя шлагами на трос. В сторону тяги ходовой хвост оборачивают вокруг снасти несколько раз и фиксируют линем.
Фиксация на кнехтах
Швартовый размещают между кнехтами. Далее обводят вокруг кнехтов в форме восьмерки. Для получения прочного крепления надо наложить от трех до пяти восьмерок.
Шлюпочный
Шлюпочный узел используется для буксировки шлюпки. Узел шлюпочный хорошо подходит для фиксации буксирного конца. Как завязать: ходовой хвост закрепляют на рыме шлюпки и пропускают под первой банкой. Далее его укладывают вокруг второй банки и прокладывают над тросом. После перекрещивания пропускают под банкой. В завершении из троса делают петельку и подводят под петлю, опоясывающую банку.
Спасибо за эти 20 классных рисунков с узлами, это так круто! Теперь я точно научусь делать их.
Спасибо за статью! Очень полезно знать, как завязывать морской узел. Всегда интересовался этим.
Спасибо за статью! Очень полезно и информативно.